Центр развития детей, статьи и методики, раннее развитие

Л. В. Занков

 В основе системы Л. В. Занкова лежит идея слияния обучения, воспитания и развития в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развить у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Система Л. В. Занкова охватывает лишь начальное звено обучение детей, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния - исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее развитие личности - ума, воли и чувств.    Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения.

Система Л. В. Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу.

Принципы концепции - обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку.

Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить.

Проверка эффективности применения этой системы обучения в центре развития дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.

 

Н.А. Зайцев

Научить ребенка чтению - непростая задача. Но, превратив обучение в увлекательную, развивающую игру, Вы легко научите ребенка читать! Сделать это можно с помощью уникальной и проверенной временем методики Зайцева. Секрет этого метода прост - в кубики можно играть! Значит, ребенок с удовольствием будет проводить с ними время, одновременно изучая слоги и запоминая их. Это прекрасная возможность для вашего ребенка научиться правильно читать, писать и говорить.

Буквы на кубиках такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Кубики различаются по цвету, объёму, весу, по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. За счет этого у ребенка задействуются все органы чувств, и он легко, быстро и надолго все запоминает.

Преимущества методики Зайцева:

- ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв, ему не нужно ломать голову над тем, как прочесть рядом стоящие Б и А;

- малыш не запинается и быстро осваивает чтение; 

- занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет “жыраф” или “шына”); 

- кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению с 
полугодовалого возраста. Но и в пять лет не поздно начать заниматься. Система не привязана к определенному возрасту; 

- если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной “скорой помощью”.

Центр развития "Умный малыш" приглашает Вас на развивающие занятия и подготовку к школе. Наш детский центр развития оснащен ультрасовременным оборудованием и высококвалифицированным персоналом. Обращайтесь и результат вас обрадует.

Глен Доман

Глен Доман – американский врач, основатель Института развития человеческого потенциала, автор методики обучения чтению словами с рождения (США, Филадельфия).

Он хорошо знал, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильнее всего - в первые три года. Поэтому раннее развитие очень важно. Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты! Своими трудами Глен Доман показал, что еще в очень раннем возрасте детей можно многому научить. Основной принцип работы с детьми: «Дайте ребёнку факты – он сам сделает выводы».

Цель, которую поставил себе Глен Доман – "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей".

Качество методики Домана подтверждается её результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по его системе.

Мария Монтессори

Мария Монтессори - выдающийся итальянский педагог-психолог. Еще в начале XX века она создала педагогическую систему, равной которой в мировой практике нет до сих пор. К концу века в мире насчитывались тысячи школ последователей Монтессори.

Смысл системы в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь. Мария Монтессори наблюдала за детьми в свободной, непринужденной обстановке; не тестируя их, она определяла базисные потребности каждого в самых разнообразных сферах: в стремлении к любви, уважению, в интересе к окружающему миру, во вкусовых предпочтениях.

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.

Сесиль Лупан

Сесиль Лупан, оставив профессиональную сцену, где она пользовалась большим успехом, посвятила жизнь воспитанию своих детей. Система раннего развития ребенка, которую она предлагает вниманию читателей, - это отнюдь не рецепты "выращивания гениев", а практическое руководство для родителей, желающих дать своим малышам в самом раннем возрасте различные средства познания мира.

В ее книге «Поверь в свое дитя» рассмотрены проблемы ускоренного развития и обучения детей в раннем возрасте. Основная мысль автора состоит в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только их родители. Для малышей они самые лучшие педагоги.

Борис и Елена Никитины

Никитины оставили глубочайший след в истории мировой педагогики. Созданный ими метод положил начало системе воспитания, которую позже назовут родительской педагогикой. Её основной принцип: научитесь не делать за своего малыша то, что он может сделать САМ.

В семье Никитиных родилось семеро детей. Они воспитывали их, строго следуя придуманной ими методике, и пытались донести ее до всех. Дети росли на удивление здоровыми, и опережали сверстников в интеллектуальном развитии. Система оздоровления «по Никитину» и развивающие игры, изобретенные Борисом Павловичем, давали результаты, удивлявшие педагогическую «общественность» и, конечно же, прессу. О них много писали, снимали фильмы. Книги Бориса Павловича разошлись по миру. У Никитиных десятки миллионов последователей во всем мире.

Екатерина и Сергей  Железновы: «Музыка с мамой»

Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития.  Как и другие методики, она применяется во многих центрах развития.

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой»  является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.

Методики Железновых отлично подходят как для индивидуальных, так и групповых занятий. Она обеспечивает раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха и многих других способностей, о наличии которых вы можете даже не подозревать!

Во время становления метода авторы приняли несколько принципиальных решений: 

·       Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

·       Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности должно быть движение.

·       В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.

·        Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

·        Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.

     Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для детей раннего возраста.

В методических разработках Железновых музыка должна была всегда сочетаться с движением, например в аэробике и танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах. 
 Во-вторых, на музыкально - ритмических занятиях музыка должна быть не только «целью», но и «средством»: определяя темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, музыка подсказывала детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становилась понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование, задолго до того, как они смогли бы понять разговоры о музыке или начать обучаться игре на музыкальных инструментах.

Используя эту методику:

А) Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка. 

Б) Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память. 

В) Формируются навыки вербального и невербального общения. 

Г) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе. 

Д) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Джордж Кюизинер

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

   Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственной ориентации, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Вячеслав Воскобович

Игры Вячеслава Воскобовича универсальны и подходят для детей различного возраста. Один и тот же  набор часто дает огромные возможности для трехлетних малышей и школьников. Дошколята могут выполнить несколько несложных действий, а дети постарше решают сложные многоступенчатые задачи.

Каждая игра отличается многофункциональностью. С ее помощью ребенок развивается сразу «по всем фронтам»: тренирует логическое мышление, мелкую моторику, внимание и память, а также узнает цифры и буквы, развивает воображение.

Все игры Воскобовича прекрасно подходят к любой программе, принятой тем или иным образовательным учреждением. Они являются хорошим дидактическим подспорьем для преподавателя. Игровые наборы позволяют в полной мере раскрыть творческий потенциал детей любого возраста.  Разноцветные паутинки, многочисленные цветные фигурки дают возможность почти бесконечного построения ребенком захватывающих миров.

Дети, которые развиваются в нашем центре развития по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.

 

Золтан Дьенеш

 Логические игры, которые предложил венгерский педагог Золтан Дьенеш, помогают развивать логическое мышление, способствуют развитию комбинаторики и аналитических способностей. Игры Дьенеша формируют навыки, необходимые для решения сложных логических задач.

Блоки Дьенеш развивают у ребенка умения выявлять в объектах разнообразные свойства,  абстрагировать и удерживать их в памяти, обобщать объекты по нескольким свойствам. Блоки Дьенеша дают первые представления о таких сложнейших понятиях как алгоритмы, логические операции, кодирование информации.

В раннем возрасте игры с блоками Дьенеша помогают развивать речь ребенка. В игре ребенКу приходится строить высказывания с частицей «не» и союзами «и», «или» и др. У дошкольников ускоряются процессы развития математических представлений и простейших логических структур мышления.

Но, самое главное, что играть с этой развивающей игрой интересно как ребенку двух-трех лет, так и дошкольникам. А отдельные игры способны увлечь и школьников.  И будут им очень полезны!

Статья подготовлена детским центром развития "Территория знаний" ( ребрендинг ДРЦ "Умный малыш").